Лучшие люди
В преданиях осетин сказано, что когда-то на их земле жила лучшая версия людей – богатыри нарты. Жители Северной Осетии считают себя их потомками, и каждый камень в этих местах напоминает о нартском эпосе
Столица Северной Осетии – Алании, Владикавказ, встречает хорошей погодой и застольем. Обсуждаю с друзьями планы посетить горные ущелья, новости… Разговор прерывается, когда на стол ставят знаменитые осетинские пироги. Три – с сыром, один на другом. Я хватаюсь за край блюда, чтобы взять ломоть, и вдруг все замирают. «Не крути тарелку!» – трагическим шепотом говорит Даша, которая переехала в Осетию год назад и увлеченно постигает местную культуру.
Здесь, в Осетии, часто так бывает: сквозь привычный современный быт то и дело проступает древняя традиция. Три пирога на столе, объясняют мне, символизируют три мира: землю, солнце с небесами и огонь, как земной, так и божественный. Тарелку с пирогом нельзя вращать, потому что это приведет к хаосу, разрушит порядок вещей, и кто знает, какие еще беды принесет в столь хрупкую вселенную.
После того как мир был спасен от моего легкомыслия, за столом зазвучали тосты. Первый, по традиции, восславляет Бога. Второй – дзуара Уастырджи. Дзуары – это сверхъестественные существа, небожители, представления о них – наследие языческих времен. Аланы, древние предки осетин, приняли христианство от Византии в X веке, и с тех пор элементы язычества и христианства перемешиваются в их культуре. Вот и культ дзуара Уастырджи частично соединился с культом святого Георгия. Он тоже воин-всадник, тоже покровительствует путникам и мужчинам. Но его биография, по местным легендам, далеко не житийная.
– Женщинам имя Уастырджи произносить нельзя, им рекомендуется называть его иносказательно: Лагты Дзуар, что значит «покровитель мужчин», – указывает мне Даша еще на одно местное табу.