Миг горы
Для посмертной славы художнику достаточно таланта, а вот для того, чтобы стать знаменитостью при жизни, важно чувствовать тренды своего времени.
Взлету популярности Хокусая в его долгой жизни невольно поспособствовала цензура. Много лет он занимался гравюрой на дереве, укиё -э. Такие гравюры печатались тысячами, и современники Хокусая, даже небогатые, охотно раскупали их: в среднем один лист стоил как пара порций лапши. Но в начале XIX века правительство, озаботившись нравственностью населения, все сильнее ужесточало цензуру в печати. Это касалось и укиё-э, особенно самых популярных сюжетов о куртизанках и актерах из «веселых кварталов». Издатели и художники обратились к более «безопасным» темам. Хокусай вплотную занялся пейзажем – жанром, который до него обходили вниманием мастера укиё-э. В начале 1830-х, когда художнику уже исполнилось 70, вышла его первая знаменитая серия пейзажных ксилографий «Тридцать шесть видов Фудзи». Гравюра из этой серии «Южный ветер, ясное небо», или «Красная Фудзи», считается самым известным изображением Фудзиямы. Серия пользовалась бешеным спросом, и издатель поручил художнику дополнить ее еще десятью видами горы. С того времени Хокусай прославился как основоположник пейзажа в искусстве укиё-э.
В чем секрет успеха? До Хокусая японские пейзажисты в основном подражали китайской классической живописи, изображая отвлеченные «горы и воды». Хокусаю доводилось иллюстрировать путеводители, и художник видел интерес современников к достопримечательностям. На его укиё-э узнаваемый пейзаж в определенное время, но подход художника глубже, чем простое воспроизведение окружающего мира. «... он не ограничивается простой фиксацией природного мотива, – писал искусствовед Михаил Успенский, – а стремится передать собственное мировоззрение, свой взгляд на взаимоотношения человека и природы».