Морские охотницы
На южнокорейском острове Чеджудо сохранилась уникальная культура хэнё – «женщин моря». Они добывают улов благодаря технике ныряния на задержке дыхания – «мульджиль». Многим хэнё больше 60 лет
На острове Чеджудо осталось около 2500 хэнё. Начинают учиться искусству мульджиль в 8 лет, работать – в 15. Ныряют хэнё вплоть до 70-80 лет. Притока молодежи нет, теперь на острове заработать можно менее опасными способами. Работают хэнё только в группах – сообща проще избежать опасностей, подстерегающих под водой. Все решения принимают тоже вместе. Хэнё делятся на три группы в зависимости от опыта: «санъгун», «джунъгун» и «хагун».
Ныряльщицы сами продают на рынке большую часть своего улова. Их жизнь подчинена особому календарю: для каждого сезона – свой ассортимент морепродуктов. Например, зимой – это морские слизни, с мая по июль – морские ежи, с октября по июнь – брюхоногие моллюски и морские ушки. Во время летнего нереста активнее собирают водоросли хидзики.
Хэнё можно узнать по ярким надувным камерам «тевак». На них ныряльщицы отдыхают между погружениями. Камеры, как и гидрокостюмы, бесплатно предоставляют власти острова. Бесплатно и медицинское страхование. Так заботятся о сохранении культуры хэнё – с 2016 года она внесена в Репрезентативный список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.
Хэнё чтят традиции конфуцианства, хотя сами стали исключением из правил патриархального конфуцианского общества. В XVII веке, превратившись в главных кормильцев своих семей, хэнё сломали социальные нормы и стали первыми работающими женщинами в Южной Корее. На острове Чеджудо им установлено несколько памятников.
Хэнё могут долго работать под водой благодаря особой технике дыхания. Выныривая, они издают свист – «сумбисорри». Он похож на серию звуков: «у-уи-у-уи». При этом выдыхается углекислый газ, накопившийся за время нахождения под водой, и вдыхается кислород.