Психологический эффект от восприятия этого шедевра сокрушителен

Вокруг светаMadaniyat

Настоящая кровь

Психологический эффект от восприятия этого шедевра сокрушителен. «Иван Грозный и сын его Иван…» — единственная в истории русской живописи картина, которую дважды атаковали вандалы в музее

Текст Софья Багдасарова

В 1913 году молодой иконописец-старообрядец Абрам Балашов порезал полотно Ильи Репина тремя ударами ножа, повредив лица героев. По слухам, хранитель Третьяковской галереи художник Георгий Хруслов покончил с собой, бросившись под поезд, когда узнал о порче картины. Второй раз на шедевр напали совсем недавно, в мае 2018 года: 37-летний безработный Игорь Подпорин схватил металлическую стойку ограждения и несколько раз ударил ею по холсту. Вандал арестован; в конце ноября он был признан вменяемым и направлен в суд.

У самого Репина полотно на кровавый сюжет вызывало сильные эмоции еще в процессе работы. «Мне минутами становилось страшно,— вспоминал художник. — Я отворачивался от этой картины, прятал ее». Такое же впечатление производил шедевр и на его друзей. Репин сознательно создал полотно, разительно отличающееся от картин предшественников, Вячеслава Шварца, Николая Шустова и Ивана Пелевина, на сходный сюжет. У них царевич лежит на смертном одре, а рядом сидит скорбящий Иван Грозный. Репин же выбрал наиболее драматичный момент — когда царя осенило, что он натворил, — и создал эмоциональное полотно, полное сильной, пожалуй, деструктивной энергии. Картина постепенно обросла мрачными легендами: судьбы людей, позировавших Репину для нее, сложились несчастливо, и пошли разговоры о проклятии шедевра. Однако большинство приемов, которыми Репин добился того, что от полотна веет ужасом, вполне можно разгадать.

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Открыть в приложении