Навигатор
Для странствий духа тоже нужна карта, считали сибирские шаманы. И рисовали ее на бубне
Основным рабочим инструментом сибирского шамана был бубен. На его создание шаман испрашивал разрешения у богов и духов, тщательно выбирал дерево для обечайки и рукояти и животное, чья кожа будет натянута на каркас. В изготовлении и связанных с этим обрядах участвовали и другие представители рода. Самым важным этапом было нанесение рисунков — как считалось, по указке духов. Обязательно проводили ритуал «оживления» нового бубна: шаман собирал части тела животного, из чьей шкуры был создан инструмент, и «ловил» его душу, чтобы она стала проводником в другие миры. Туда шаман отправлялся, стремясь найти ответы на вопросы — свои и соплеменников, — договориться с духами, увидеть будущее, исцелить больных. Для этого, камлая, он ударял колотушкой в разогретый над костром ради звучности бубен, собирал в него духов-помощников и вводил себя в транс. В потусторонних странствиях инструмент шамана мог превращаться в его ездовое животное, лодку и оружие — лук.
На внешней стороне бубна изображали схему миров, по которым путешествовал шаман. Таков и экспонат из коллекции Кунсткамеры, принадлежавший большому, то есть достаточно мощному, чтобы иметь право на бубен, шаману из тюркоязычного сибирского народа шорцев. Инструментом очень дорожили. Считалось, что жизнь шамана измеряется количеством бубнов, которые ему разрешили сменить духи. Шорцы полагали, что если кто-то повреждал бубен, то шаман терял значительную часть силы и мог заболеть и умереть.
Оформление внутренней стороны бубна было таким же важным, что и внешней. Деревянная рукоять у шорцев считалась вместилищем «хозяина бубна», давно умершего шамана-предка, ставшего духом — покровителем инструмента. Поперечный изогнутый железный прут символизировал тетиву лука, а металлические подвески на нем и на внутренней стороне обечайки — стрелы и мечи, которыми в иных мирах шаман должен был поражать злых духов и враждебных собратьев по призванию. Тканевые ленты привязывали те, кто участвовал в изготовлении бубна, а потом добавляли в качестве приношения «клиенты» шамана после удачного камлания.