Не сладкие слова
Как мозг управляет нашей тарелкой

Многие знают, что сахар вреден, но рука все равно тянется к пирожному. Почему? Эволюция запрограммировала наш мозг ассоциировать сладкий вкус с калориями, необходимыми для выживания. Сегодня добыть сладкое не составляет труда, а мозг по-прежнему воспринимает его как «награду». И речь не только о человеке – в одном из экспериментов 94% крыс предпочли сахарный раствор кокаину. Попытка отказа от сладкого у людей сопровождается «синдромом отмены» – раздражительностью, головными болями и непреодолимой тягой.
Есть ли выход из «сладкого плена»? Ученые предлагают три стратегии. Первая – информационная. Решающую роль играет подача данных. Вместо сложных списков состава часто используют этикетки-«светофоры»: красный цвет предупреждает о избытке сахара, желтый – о среднем содержании, зеленый – о низком. Цветовые маркеры мозг воспринимает мгновенно. В эксперименте красная этикетка активировала у участников зоны самоконтроля, бессознательно снижая готовность платить за вредный продукт. Мозг сам «бил тревогу», защищая от невыгодной покупки.
Второй подход – «подталкивание» – предлагает мягко менять среду, делая полезный выбор самым простым. Использовать маленькие тарелки, убрать сладости с глаз или выставить салаты в начало шведской линии. Например: в фастфуде посетителям одной группы предлагали газировку, другой – воду или сок. Во второй группе выбор здорового варианта удвоился. Это подтверждает: мы часто выбираем то, что уже лежит в тарелке.
Третий подход – убеждение. Исследования ВШЭ показали, что даже короткая лекция о вреде сахара снижает готовность платить за сладкое, причем эффект виден и на уровне мозговой активности. Чем больше активность мозга участников синхронизировалась в процессе прослушивания лекции, указывая на их большую вовлеченность, тем значительнее были последующие изменения их отношения к сладкому.