Одиночество лидера
«Одиночество, как ты перенаселено!» – писал сатирик Станислав Ежи Лец. Николай Рерих изобразил Оэлун, почитаемую в Монголии мать Чингисхана, отчаянно одинокой на фоне безлюдных гор. И показал это состояние не как момент слабости, а как проявление силы человека, которому не на кого надеяться, но которого не сломить
«Когда я писал картину «Мать Чингиз-хана», вспоминал из биографии Чингиза, как все друзья от него отшатнулись, и мать говорила ему: "Помни, сын, что лишь тень твоя тебя сопровождает". Мысли об одиночестве, может быть, наполняли сердце одинокой наездницы», – пояснял Николай Рерих. Если верить средневековому монгольскому тексту «Сокровенное сказание», у Оэлун, матери великого завоевателя, была нелегкая жизнь. Есугей-баатур, предводитель монгольских кочевых племен, похитил ее у молодого супруга вскоре после свадьбы. Оэлун родила новому мужу четверых сыновей и дочь, но, когда старшему, будущему Чингисхану, исполнилось девять, Есугей внезапно умер. Его родственники бросили двух вдов Есугея с их детьми в степи без средств к существованию, и Оэлун собирала для семьи пропитание на берегах реки Онон: яблоки, ягоды, коренья, дикий лук. Так она вырастила детей, в том числе того, кто объединил монгольские племена и создал огромную империю.
Рерих мог представить чувство одиночества человека, которого одни подвели в трудной ситуации, а за других давит на плечи груз ответственности. В 1927–1928 годы, в ходе экспедиции по Тибету, Рерих с женой и сыновьями пережили страшную зимовку: чиновники не дали им разрешение двигаться дальше и фактически заперли на несколько месяцев на заснеженном высокогорном перевале в летних палатках и со скудными припасами. К началу 1930–х, когда Рерих работал над «Матерью Чингиз-хана», он с трудом уладил конфликт с британскими властями. Они почти год не признавали его права на приобретенное поместье в гималайской долине Кулу, где художник основал культурный центр, и не давали визы. А в Нью-Йорке для его музея и культурного центра было специально построено высотное здание «Мастер-билдинг», но из-за разразившейся Великой депрессии все эти проекты стали убыточными, особенно для его основного спонсора, брокера Луиса Хорша. Разногласия между Рерихом и Хоршем, как и финансовые проблемы, нарастали и впоследствии закончились разрывом отношений и закрытием рериховских учреждений в «Мастер-билдинге».