Оказался он живой
Растерзанные, заколотые, сожженные – умирающие и воскресающие боги существовали в разных культурах. Ученые, однако, спорят, насколько применима к мифологическим персонажам эта категория. Так ли много общего у этих божеств разных народов?

Бывает, что боги умирают. В мифах разных народов есть персонажи, которые, несмотря на божественный статус, попадают в мир усопших, но потом возвращаются оттуда, насовсем или на время. Концепцию умирающего и воскресающего бога популяризировал в конце 1800-х годов социальный антрополог и фольклорист Джеймс Фрэзер. В список входили боги, которые не просто на время покидали мир живых, но также ассоциировались с циклами природы, ее способностью вновь цвести и плодоносить после ежегодного увядания и сбора урожая. Эти божества и их непростая судьба могли быть связаны с женским мифологическим персонажем с функциями богини-матери. Частью их культа нередко были ритуалы оплакивания. Умирающие и воскресающие боги почитались по всему Ближнему Востоку. Оттуда их культы распространялись и в другие регионы, например в Грецию и Рим. Мифы о них могли появиться и в других регионах, также будучи отражением смены сезонов. Таков шумерский Думузи, сиро-финикийский Таммуз, фригийский Аттис, финикийские же Эшмун и Адон, которого мы знаем по греческим мифам как Адониса, – истории о них множились, переплетались между собой, обменивались мотивами, распространялись по миру. Черты такого божества усматривают и в персонажах из Нового Света, прежде всего в мезоамериканском Кецалькоатле, связанном в том числе с урожаями маиса – главной культуры региона.
Современные исследователи, впрочем, считают термин «умирающий и воскресающий» неточным. Строго говоря, не все боги, связанные с природным циклом, умирают. Некоторые, как греческая Персефона, похищенная хозяином подземного царства Аидом, просто отправляются в отдаленные места, оставив мир живых без урожаев. Что касается воскресения, то большинство этих богов не возрождаются полноценно; они получают право периодически возвращаться к живым на некий срок либо продолжают существовать уже в другом качестве и месте, как египетский Осирис. Либо и вовсе пока не воскресли, но когда-нибудь должны, как скандинавский бог Бальдр. Некоторые ученые сомневаются, стоит ли вообще использовать эту категорию: туда попадают слишком уж разные божества, которые, судя по сохранившимся мифам, не всегда без натяжки соответствуют определению «умирающий и воскресающий».