Остановись, мгновенье
Бронзовая статуя Мирона «Дискобол» до наших дней не сохранилась, но благодаря любви древних римлян к копированию даже спустя 2500 лет атлет остается одним из самых мощных образов в истории искусства
Мраморную статую атлета откопали в 1781 году на вилле Паломбара на Эсквилинском холме в Риме. Владение влиятельной итальянской семьи Массимо располагалось на месте древнеримской виллы, которую, видимо, и украшала во II столетии нашей эры эта скульптура. Вскоре археолог Джованни Баттиста Висконти нашел в античных источниках описание знаменитой древнегреческой бронзовой статуи, копией которой и оказалась находка с Эсквилина. Это был «Дискобол», в переводе с греческого – «метатель диска», созданный в V веке до н. э. скульптором Мироном. Статуи Мирона изумляли всех реалистичностью исполнения. До наших дней дошли свыше 40 эпиграмм, воспевающих жизнеподобие статуи коровы, которую он изваял. «Кажется, он мог в меди запечатлеть души людей и животных», – писал о Мироне римлянин Петроний Арбитр в романе «Сатирикон». Неудивительно, что работы этого мастера были растиражированы в античном мире. После 1781 года в разных местах обнаружили еще несколько римских копий «Дискобола» и их фрагментов. Однако первая находка, ставшая известной как «Дискобол» Ланчелотти по названию дворца, куда ее поставили владельцы, считается наиболее качественной и хорошо сохранившейся. На основе мраморных копий были сделаны реконструкции бронзового оригинала – созданной Мироном статуи, которая до наших дней не дошла.
И к ее реализму есть вопросы. Поза атлета довольно неестественная: из такого положения рук и ног бросать диск на дальность неудобно. Однако Мирон блестяще справился с задачей, куда более трудной, чем создание реалистичных, статичных, прямо стоящих фигур предыдущей эпохи – архаики. Как пишет археолог Хара Тливери, «главная сложность заключается в том, что все конечности статуи сильно отклоняются от вертикального положения. Соответственно, успех зависит от способности скульптора придать композиции естественный баланс». По ее мнению, именно это имел в виду римский ритор I века Квинтилиан, когда называл «Дискобол» «новым и трудным» изображением.