Остаться на бобах
Циновку с полем для патолли можно купить в любой мексиканской сувенирной лавке — это сегодня. А 500 лет назад обладателю такого «сувенира» обожгли бы руки на костре инквизиции. Ради его же блага
Во время освящения пирамиды Уицилопочтли в ацтекской столице Теночтитлане (нынешний Мехико) император Ауисотль принес в жертву богам 80 400 пленных. Некоторые исследователи подвергают эту цифру сомнению, но в целом безумная жестокость ацтеков — общепризнанный факт. Представители племени считали, что человеческие смерти заставляют солнце ежедневно возрождаться, а землю плодоносить. Антрополог Марвин Харрис даже выдвинул версию, что с помощью массовых жертвоприношений и каннибализма ацтеки боролись с перенаселением и нехваткой животного мяса.
На фоне суровости ацтекских нравов игра в патолли вполне могла считаться развлечением. Еще бы: побежденный даже не умирал, а всего-то лишался имущества, семьи и свободы. В патолли не играли «на интерес», так как ставки лежали в основе ее правил. Совершив неудачный ход, участник тут же отдавал часть богатств противнику, а после выигрышного броска забирал их обратно. Более крупные и многочисленные ставки приветствовались, так как давали мастерам возможность показать класс в игре.
Проигравшим признавался тот, у кого ничего не осталось. Мало того, ход партии мог загнать участника в долги, даже если изначально он не собирался занимать. Так, человек, пришедший на поединок с пригоршней золота и драгоценных камней, в разгаре игры ставил на кон дом, жену и детей, а затем и вовсе превращался в раба. Неудивительно, что ацтеки не слишком часто решались сыграть в патолли, но когда находилась пара смельчаков, толпы народа сбегались поглазеть, как вершатся судьбы.