Последний крик моды
Франция в XVIII веке задавала тон в одежде и прическах. Однако французскую знать, с ее демонстративной роскошью, можно назвать жертвой моды, ведь дело кончилось революцией
Немецкий философ Вальтер Беньямин писал о модных тенденциях: «Кто понимает, как читать эти сигналы, будет предвидеть не только новые течения в искусстве, но и новые своды законов, войны и революции». Аристократическая мода 1780-х, реагируя на социальную напряженность и растущее влияние третьего сословия, постепенно становилась менее вычурной и более практичной, чем в предыдущие десятилетия.
В то время как карикатуристы вовсю потешались над тогдашней женской модой, художник-жанрист Мишель Гарнье накануне Великой французской революции писал невинные бытовые сцены с участием нарядных красавиц. Но надвигавшиеся перемены отразились и на его полотне. Наряд щеголихи, покупающей цветы в одном из первых европейских «шопинг-моллов» и всем своим видом демонстрирующей достаток и праздность, выглядит избыточно и гротескно рядом с простой одеждой торговки. Красавица высокомерно расплачивается за букет в 1787-м, в самое межвременье. Через два года начнется Великая французская революция, которая за несколько лет вместе со старым порядком сметет напудренные прически и необъятные юбки. Уцелевшим дворянам станет небезопасно обращаться к знаменитым куаферам и носить дорогие одежды броских цветов. Постепенно утвердится принципиально новая мода на платья простого силуэта, напоминающие древнегреческие хитоны, и туфли на плоской подошве. Правда, и тогда найдутся любительницы довести любой фасон до крайности; этих экстравагантных женщин прозовут мервейезами – «причудницами», а их спутников-щеголей инкруаяблями – «невероятными».