В 1918 году ледокольный пароход «Вайгач» сел на скалу в Енисейском заливе

Вокруг светаHikoya

Со дна памяти

В 1918 году ледокольный пароход «Вайгач» сел на скалу в Енисейском заливе и со временем ушел под воду. Место упокоения судна было найдено больше века спустя, и лишь в 2021-м экспедиция РГО и Северного флота смогла окончательно подтвердить его «личность»

Текст Ольга Ладыгина

Команда парохода «Вайгач»

19 августа 2020 года на борту ледокола «Илья Муромец» царило оживление. Телеуправляемый подводный аппарат «Марлин-350» обнаружил рядом с мысом Ефремов Камень затонувший корабль, по всем признакам построенный до середины ХХ века. «Вайгач» искали, и неслучайно: в 2020 году исполнялось 110 лет с начала самой славной его экспедиции – первого арктического похода, снаряженного во имя науки.

Корабль-ученый

В начале ХХ века Арктика была чрезвычайно популярна. Открытия Фритьофа Нансена и Руаля Амундсена, поиски Северного полюса и попытки освоения Северного морского пути будоражили общество.

В 1906 году морской министр Алексей Бирилев распорядился создать Комиссию по вопросу о продолжении гидрографических работ в Северном Ледовитом океане – они прерывались на время Русско-японской войны 1904–1905 годов. Комиссия постановила организовать экспедицию для исследования Северного морского пути. Для этого были нужны особые суда. Всего за два года и три месяца Товарищество Невского судостроительного и механического заводов построило два парохода нового класса – ледокольно-экспедиционных, сочетавших в себе ледокольные качества с мореходными.

«Вайгач» и «Таймыр» имели в длину 60 метров, в ширину – почти 12 метров, могли идти по чистой воде со скоростью десять с половиной узлов, то есть примерно 19,5 километра в час. Суда могли форсировать сплошной лед толщиной около полуметра. Планировка позволяла команде выполнять часть обязанностей, не выходя на открытую палубу.

18 апреля 1908 года «Биржевые ведомости. Вечерний выпуск» разместили заметку: «Сегодня в 1 час дня на Невском судостроительном заводе состоялась закладка двух ледоколов по типу ледокола „Ермак“, предназначенных для полярной экспедиции, организуемой морским министерством».

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Открыть в приложении