Со дна памяти
В 1918 году ледокольный пароход «Вайгач» сел на скалу в Енисейском заливе и со временем ушел под воду. Место упокоения судна было найдено больше века спустя, и лишь в 2021-м экспедиция РГО и Северного флота смогла окончательно подтвердить его «личность»
19 августа 2020 года на борту ледокола «Илья Муромец» царило оживление. Телеуправляемый подводный аппарат «Марлин-350» обнаружил рядом с мысом Ефремов Камень затонувший корабль, по всем признакам построенный до середины ХХ века. «Вайгач» искали, и неслучайно: в 2020 году исполнялось 110 лет с начала самой славной его экспедиции – первого арктического похода, снаряженного во имя науки.
Корабль-ученый
В начале ХХ века Арктика была чрезвычайно популярна. Открытия Фритьофа Нансена и Руаля Амундсена, поиски Северного полюса и попытки освоения Северного морского пути будоражили общество.
В 1906 году морской министр Алексей Бирилев распорядился создать Комиссию по вопросу о продолжении гидрографических работ в Северном Ледовитом океане – они прерывались на время Русско-японской войны 1904–1905 годов. Комиссия постановила организовать экспедицию для исследования Северного морского пути. Для этого были нужны особые суда. Всего за два года и три месяца Товарищество Невского судостроительного и механического заводов построило два парохода нового класса – ледокольно-экспедиционных, сочетавших в себе ледокольные качества с мореходными.
«Вайгач» и «Таймыр» имели в длину 60 метров, в ширину – почти 12 метров, могли идти по чистой воде со скоростью десять с половиной узлов, то есть примерно 19,5 километра в час. Суда могли форсировать сплошной лед толщиной около полуметра. Планировка позволяла команде выполнять часть обязанностей, не выходя на открытую палубу.
18 апреля 1908 года «Биржевые ведомости. Вечерний выпуск» разместили заметку: «Сегодня в 1 час дня на Невском судостроительном заводе состоялась закладка двух ледоколов по типу ледокола „Ермак“, предназначенных для полярной экспедиции, организуемой морским министерством».