Вопрос-ответ
Сколько стоило бы сегодня построить пирамиду Хеопса?
Несколько миллиардов долларов.
Пирамида Хеопса давно уже не является крупнейшим рукотворным сооружением, каким она была в Древнем мире. Ее объем составляет 2,65 млн кубометров. Для сравнения: самая большая в мире бетонная плотина «Три ущелья», построенная в Китае, имеет на порядок больший объем – 28 млн кубометров. Французский архитектор Жан-Пьер Уден оценил, что с использованием современной техники пара тысяч рабочих могла бы построить копию пирамиды Хеопса за пять лет и пять миллиардов долларов. При оценках затрат использовалось сравнение с американской плотиной Гувера, построенной во время Великой депрессии, которая близка к пирамиде Хеопса по объему (3,33 млн кубометров). Ее сооружение в современных ценах обошлось бы в 800 млн долларов, но поскольку пирамида строилась из известняковых блоков, то она стоила бы в несколько раз дороже.
Как обогревают метро?
Приповерхностные станции отапливаются так же, как и подвальные этажи обычных зданий. В последнее время для этого стали применять тепловые насосы, которые позволяют значительно экономить энергию. А вот станции метро глубокого заложения, как в центре Москвы и Петербурга, вообще не отапливаются, а только вентилируются. Их обогрев зимой обеспечивает тепло, накопленное в летнее время грунтами, окружающими станцию и тоннели. Поскольку первоначальный прогрев грунтов занимает несколько лет, на новых станциях первое время прохладно. Дополнительный вклад в обогрев вносят двигатели и тормоза поездов, а также пассажиры, каждый из которых выделяет около 100 ватт тепловой энергии. Поэтому проблема для глубокого метро – это не столько обогрев зимой, сколько охлаждение летом для удержания температуры в диапазоне 18–28 °C, как положено по санитарным правилам. Для этого метро усиленно вентилируют в ночное время, а днем в периоды максимальной жары вентиляцию, наоборот, ограничивают.