Восставшие из ада
Самые знаменитые скульптуры Родена – на самом деле лишь спин-офф, части его более грандиозного, но незаконченного произведения для непостроенного музея
Когда французские власти задумали возвести на месте сгоревшего дворца Орсе музей декоративных искусств, предполагалось, что фасад здания будет соответствовать его изысканным экспозициям. Изготовить роскошные двери главного входа поручили Огюсту Родену – к тому времени уже известному скульптору, чьи работы вызывали горячие споры сторонников и противников его самобытной манеры. Замысел Родена был грандиозен: на бронзовых вратах скульптор собирался изобразить ад из «Божественной комедии» Данте Алигьери со множеством персонажей. Ваятель вдохновлялся, в частности, созданными в XV веке Лоренцо Гиберти рельефами на дверях баптистерия Сан-Джованни во Флоренции. Получив от Департамента изящных искусств аванс, Роден взялся за работу в 1880 году и… продолжал ее всю оставшуюся жизнь, вплоть до смерти в 1917-м. Он 37 лет создавал этюды для 200 с лишним фигур, многократно переделывал рельеф, убирал и возвращал на место различные скульптуры. Некоторые из запланированных образов Роден увеличивал и превращал в самостоятельные скульптуры в мраморе или бронзе. Таковы, например, «Мыслитель» и «Поцелуй», одни из самых знаменитых статуй в истории искусства. Все сроки были сорваны. Когда министерство все-таки потребовало от Родена закончить работу, скульптор вернул аванс и выданные ему деньги на отливку рельефов в бронзе и занялся дальнейшим совершенствованием «Врат». Впрочем, к тому времени власти отказались и от проекта музея, для которого предназначались двери.