Выйти из сумрака
Самый высокий мост, самый длинный тоннель, самый большой дом… Китайцы любят удивлять мир рекордами. В ближайших планах — превзойти одно из семи чудес света, висячие сады Семирамиды. Прямо с балкона небоскреба сорвать сливу или персик — для нового Китая это уже не фантастика
Стройными рядами китайские пассажиры покидают самолет, севший в Шанхае. Русские журналисты, разбросанные по салону, собираются в кучку. Таможня встречает нас огороженными лентой узкими проходами, заставляющими встать в шеренгу. Виза коллективная, поэтому выстраиваемся по алфавиту, чтобы больше уже не покидать строй все время пребывания в Китае.
Встречающая нашу группу китаянка-гид, назвавшаяся для удобства русским именем Мила, пересчитывает нас по головам и громко командует разбиться на пары. Недовольно хмыкаем, но принимаем правила игры. Оглядываюсь вокруг — китайское людское море не хаотично. Вот строй школьников в спортивных костюмах, вот шеренга бабушек в панамках, вот четкие звенья товарищей в пиджаках и с портфелями. Все подчинено какому-то внутреннему порядку. Случайных людей в Китае нет.
Разбить лбы
Наслышанная о грязном воздухе Шанхая, первым делом отыскиваю в багаже свое лекарство от астмы. Выходим из аэропорта. Странно: вместо смога — яркое солнце и вполне себе свежий, пахнущий цветами воздух. Вдоль всей эстакады — контейнеры с благоухающими растениями. Красиво встречает гостей Шанхай. Отъезжаем от аэропорта и мчимся по автобану. Мимо проносятся ряды кустов и клумб. Взлетаем на второй, а затем и на третий этаж развязки. Опускаю голову и вижу опоры эстакады, опутанные мощными зелеными лианами. Они карабкаются по сетке, которой обтянуты все бетонные поверхности.
Типичный пейзаж Шанхая — многоэтажки, ощетинившиеся антеннами и шестами, на которых натянуты веревки. На них, словно в старом итальянском городке, сушится белье. Счастливцы, живущие на втором этаже над магазинами, оккупируют выступающие их крыши, расширяя тем самым свои крохотные квартирки. На таком пятачке умещаются и прачечная, и столовая, и садик — миниатюрные растеньица торчат из кадок. Те, кто не может позволить себе даже мини-сад, украшают терраску искусственными цветами. Главное, чтобы было чем любоваться. Масштаб для китайцев не имеет принципиального значения: человек не должен противопоставлять себя природе, надо чувствовать себя ее частицей. Как писал драматург Ли Юй (XVII век), «горсть земли и ложка воды навлекают безбрежные думы», важно «в меньшем увидеть наибольшее». В Китае распространены миниатюрные сады. Их здесь называют «лоб кошки». Если есть сосна, бамбук, вода и камни, значит, есть сад.