Земля тысячи королей
Камерун называют «Африкой в миниатюре». В этой стране живут сотни этносов, а реалии современного мира очень по-разному переплетаются в быту с наследием незапамятной древности.

Отец Килиана Мбаппе родился на острове Джебале, где почитают духов реки Вури.
Мбаппе построил здесь школу, а община заказала для фасада мурал с его портретом. На реке воздух свежий, без городской изнуряющей жары, рядом с низеньким домом сохнут весла, лопасти которых украшены религиозными изречениями на языке дуала. Мы – я, старейшина деревни, его сыновья и мои сопровождающие – сидим в тени мангового дерева, беседуя о подготовке выставки камерунского искусства в далекой России, о духах воды и о Мбаппе. Я, неспортивный человек, громко спрашиваю, кто такой Килиан Мбаппе… Вот же удивились местные жители, а я узнала, что это один из величайших футболистов современности.
Камерун хорошо известен не только любителям футбола, но и читателям книг натуралиста Джеральда Даррелла, который дружил с Ачиримби II, правителем королевства Бафут, находящегося на западе страны. Небольших и мало известных туристам королевств тут немало. Не зря страну называют «Африкой в миниатюре»: количество этносов и этнических групп исчисляется здесь не одной сотней, а природные условия варьируются от полупустынных саванн тропического региона Сахель на севере до буйной зелени дождевых лесов на юге.
Мой маршрут, составленный так, чтобы посмотреть основные культурно-исторические центры страны, начинается в Дуале – крупном портовом и промышленном городе. Владелец фирмы по аренде авто прикомандировал к выбранной мною старенькой машине водителя и механика Джибрила Хайату. Также у меня двое сопровождающих. В Африке, где все решают знакомства, это самые полезные люди для исследователя: в экспедиции нужно много общаться с местными жителями, а те неохотно делятся информацией с чужаками. В Камеруне из-за межэтнических конфликтов не принято спрашивать малознакомых, какая у них народность, но уже в первый день я узнаю, что мои сопровождающие, Адриан Роже и Мартин Массука, принадлежат к родственным этносам басса и бакоко, а мой водитель, высокий худой Джибрил, – фульбе с севера. Такой разношерстной компанией мы будем путешествовать две недели, собирать информацию о людях и культуре этой страны и приобретать предметы для коллекции Музея Востока.