Социологи рассказали, как влияют на нас спонтанные траты

Вокруг светаPsixologiya

Вылетаем сегодня! Почему мы совершаем незапланированные поездки? Объясняют ученые

Социологи рассказали, как влияют на нас спонтанные траты и причем здесь пандемия ковида

Виктор Плешаков

Фото Noppasin Wongchum / Alamy

В постковидном мире люди все чаще совершают незапланированные покупки. Это могут быть новые солнцезащитные очки, очередной свитер или тур на тропические острова с вылетом в тот же день: размах трат зависит только от количества денег у покупателя. Почему так происходит? Куда вдруг девается наш рационализм и возведенная в абсолют осознанность всех действий и поступков? Этими вопросами задались ученые из Колледжа мирового лидерства в сфере гостеприимства Хьюстонского университета.

Сорвались с цепи

Главной (и глобальной) причиной психологи называют локдауны 2020–2022 годов, которые охватили практически все континенты и страны мира. После долгих месяцев вынужденного бездействия мы стремимся порадовать себя самым простым и доступным способом — посетив ближайший торговый центр. Правда, бюджеты у всех разные: кто-то ограничится новой рубашкой, а другой выйдет из офиса турфирмы с билетами на Сейшелы.

Внеплановые траты воспринимаются как борьба с рутиной и возникшим из-за нее стрессом, рассуждает специалист в области исследований брендов и предметов роскоши Минджунг Шин.

Покупаем не товары, а впечатления

У этой постковидной тяги к внезапным покупкам есть два эффекта, говорят ученые в своем исследовании. Во-первых, после любой импульсивной покупки растет самооценка, даже если вещь не слишком дорогая. Во-вторых, и это история про люксовые бренды, траты обоснованы эскапизмом — желанием уйти от реальности в «башню из слоновой кости». Такой «башней» может служить, например, дорогой ресторан с оригинальной подачей блюд или отель в другом полушарии.

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Открыть в приложении