Акваланг с водой внутри
У дайверов бытует шутка о том, что самый тяжелый объект во Вселенной — не черная дыра или нейтронная звезда, а снаряжение аквалангиста на суше. В этой шутке изрядная доля правды, и многих останавливает от занятия подводным плаванием именно неподъемная снаряга. Стандартный набор оборудования для рекреационного дайвинга весит порядка 30 кг без учета газа, а если речь идет о технических погружениях, то это число можно смело умножать минимум на два. Согласно общепринятой шкале Борга, которая оценивает индивидуальное восприятие нагрузки, более или менее комфортный для человека дополнительный вес составляет 20% от массы его тела. То есть даже 35 кг для крупных мужчин весом под центнер многовато, что уж говорить про хрупких девушек. С появлением современных материалов и аддитивных технологий производители спортинвентаря включились в гонку за то, чтобы максимально облегчить снаряжение. Теперь это веяние коснулось и дайверской индустрии.
Минута истории
Когда благодаря Эмилю Ганьяну и Жак-Иву Кусто акваланг вышел в массы, все погружались без компенсаторов плавучести. Дайверы начинали спуск с отрицательной плавучестью около 3 кг (масса газа в баллоне) и по мере расходования воздуха приобретали нейтральную плавучесть к концу дайва. Это было неудобно и довольно опасно. Аквалангистам требовались хорошая физическая форма и сильные ноги, чтобы подниматься с глубины на ластах. Лишь в последние минуты погружения, когда наступал баланс сил, получалось парить в воде, не затрачивая усилий.
Решить эту проблему помогли компенсаторы плавучести, но обратной стороной медали стали тяжеленные грузовые пояса или карманы со свинцовыми чушками. Кроме того, наличие объемного сжимаемого воздушного «пузыря» приводит к тому, что даже небольшое изменение глубины на 1,5–2 м значительно влияет на плавучесть. С компенсатором зона устойчивой нейтральной плавучести составляет около двух метров, и в ней опытный дайвер может маневрировать с помощью легких, не притрагиваясь к инфлятору. Как только он выйдет за пределы этой зоны, безопасно нивелировать «эффект пузыря» с помощью дыхания уже не получится, и придется стравливать или добавлять воздух в компенсатор. Чем меньше объем компенсатора, тем меньше проявляется этот эффект и тем шире зона устойчивой нейтральной плавучести.