Алиса, полетели!
Электромобилями и яхтами, использующими энергию солнца, уже никого не удивить. «Следующие — электросамолеты?» — спросите вы. «Да!» — уверенно ответят вам представители стартапа Eviation, которые продолжают тестировать самолет Alice, придуманный в Израиле и созданный в США при участии нескольких европейских компаний.
Проект Eviation Alice появился на родине стартапов, в Израиле, в 2015 году. Идея заключалась в том, чтобы построить самолет, который работал бы на электродвигателе, мог использоваться в качестве аэротакси и частного борта. К 2018 году удалось сделать экспериментальный прототип будущего самолета «на батарейке» и отправить его в полет. Следующей задачей было найти нового владельца для такого хлопотного, но перспективного предприятия. Такова судьба большинства израильских стартапов. Поиски решили начать на крупнейшем в мире авиасалоне в Париже. Ради этого производство первого полноценного прототипа самолета Alice перенесли во французский город Ванс, и в 2019 году он гордо представлял компанию Eviation на Paris Air Show в аэропорту Ле-Бурже. Решение оказалось верным: спустя несколько месяцев 70% Eviation Alice приобрела инвестиционная компания из Сингапура Clermont Group.
Новым владельцам практически сразу удалось найти покупателей для будущих электросамолетов. Американская региональная авиакомпания Cape Air заказала у Eviation Alice 92 борта, а в общей сложности довольно скоро появились заказы на 150 машин, что обеспечило необходимые для разработки и налаживания производства средства. Стоимость еще не существующего самолета составила около $ 4 млн.
Eviation Alice изначально был задуман как международный проект, своего рода конструктор, который «собирается» из лучшего, что может предложить сегодня авиационная индустрия. Предварительные исследования и программа производства были проведены и составлены учеными из Embry-Riddle Aeronautical University (США). Дизайн и производство крыла заказали британской компании GKN Aerospace. Шасси сконструировала итальянская Magnaghi Aeronautica. За системой управления полетом вполне ожидаемо обратились к лидеру индустрии — Honeywell (США). Особенно тщательно и долго выбирали электродвигатели для Alice, сменив в итоге установку Siemens на 280‑киловаттные Magni 650 (у компании-производителя двигателей MagniX тот же сингапурский инвестор, что и у Eviation Alice). Собирают самолеты Alice на заводе в Арлингтоне, штат Вашингтон (США).