К чему идет Sanlorenzo?
Производители яхт, работающие в сегменте 40+ м, хорошо понимают, что самое трудное в их бизнесе — найти способ развиваться, не утрачивая прибыльность компании. Этого сложно достичь даже на гребне волны идеальных рыночных условий, не говоря уж о периодах рецессии. Сейчас в отрасли сложилась ситуация, когда у верфей, по сути, нет выбора: чтобы не проиграть конкурентную борьбу до конца текущего десятилетия, они вынуждены искать пути декарбонизации своей продукции и производственных процессов, инвестируя в это значительные средства.
«Других вариантов нет, мы обязаны сделать это, — признается Массимо Перотти, председатель компании Sanlorenzo, — и времени осталось очень мало». Дело в том, что в декабре прошлого года Международная морская организация (IMO) скорректировала календарь декарбонизации мирового флота, сдвинув окончательные сроки полного отказа от ископаемого топлива с 2100 на 2050 год. Многих это шокировало: шутка ли — срезать полвека! Новая стратегия требует уменьшить выбросы вдвое уже к 2036 году, и, учитывая сравнительно низкий темп прогресса в судостроении, дедлайн буквально за углом.
На судоходство приходится 1,7% мировых выбросов парниковых газов, при этом прогулочные яхты производят лишь 0,22% от этого объема. Казалось бы, о чем переживать? Однако репутационные риски настолько велики, что отказаться от декарбонизации, сославшись на незначительный урон от яхт для окружающей среды, сейчас уже невозможно. По крайней мере в развитых странах, которые ратифицировали и ответственно выполняют Парижское соглашение по климату.