Кубок «Америки»: мифы, времена и люди
До розыгрыша 37‑го Кубка «Америки» остались считаные месяцы. Самое время вспомнить, как все начиналось. Но 173 года жизни старейшего в мире спортивного трофея не уложить в пару статей. Про него написаны десятки книг. Мы лишь хотим припомнить некоторые важные моменты, наиболее значимые имена и исторические детали, мифы и легенды, без которых Кубок «Америки» не обрел бы своего уникального статуса.
Время джентльменских пари
Два века назад парусные гонки, как и сейчас, были элитарным развлечением. В мае 1851 года, в преддверии готовящейся в Лондоне Всемирной выставки, командор британского Королевского яхт-клуба (Royal Yacht Squadron) граф Уилтон решил привлечь к состязаниям состоявшие в нем иностранные парусники. Чтобы продемонстрировать преимущества американского яхтостроения и заработать на гонках, основатели Нью-Йоркского яхт-клуба уже строили на верфи Уильяма Брауна яхту America, на которой собирались отправиться в Англию. Цена лодки по тем временам была очень высокой — $ 30 000. Но и контракт отличался особыми условиями: если America потерпит неудачу в Англии, верфь будет обязана выкупить ее обратно.
При строительстве шхуны America использовалась древесина нескольких пород деревьев: шпангоуты, скрепленные железными диагональными балками, были выполнены из белого дуба, акации, кедра, каштана и американской лиственницы; трехдюймовая обшивка, скрепленная медью, — из белого дуба; палубы — из желтой сосны толщиной 2,5 дюйма, а комингсы — из красного дерева. Яхта получила низкий корпус с вогнутым форштевнем. Плоские паруса из хлопка, включая стаксель, крепились к рангоуту, — необычное решение для того времени. Большинство лодок той эпохи несли более полные льняные паруса, которые требовали смачивания водой, чтобы сделать переднюю шкаторину тугой и жесткой. Про America говорили, что широкая мачта могла закрывать собой весь грот.