Новый закон оставляет вопросы
Хорошая новость! 28 января 2025 года Государственная дума приняла Федеральный закон «О безопасности людей на водных объектах». Впервые вопросы правового регулирования пользования маломерными судами закреплены законом страны, а не ведомственными приказами МЧС, как было до сих пор. Разработка и принятие этого закона заняли долгих четыре года, и все это время сообщество заинтересованных активно обсуждало, что же нового он принесет.
Основная новация: маломерные суда, используемые в коммерческих целях, с 1 сентября нынешнего года уходят под надзор ГИМС. До принятия этого закона за «коммерсантами» надзирал Минтранс РФ. Это серьезно упрощает жизнь тем, кто использует свое судно для оказания транспортных и туристических услуг, занимается рыболовным промыслом, обучением судовождению, чартером. Предполагается, что и регистрация таких судов, и аттестация судоводителей переходят в ведение ГИМС, и, следовательно, упрощается переход из категории «любитель» в профессиональную сферу использования судна.
Кроме того, принятый закон закрепил критерии, определяющие, подлежит ли лодка государственной регистрации. Статья 21 гласит, что государственной регистрации в реестре маломерных судов подлежат суда массой 200 кг и более с двигателями (в случае их установки) мощностью 8 кВт и более. Пока непонятно, как толковать эту статью: эти критерии должны действовать совместно или порознь? Можно трактовать так: если судно вместе с мотором, обязательным оборудованием и судовым снабжением весит менее 200 кг, не имеет значения, какой мощности двигатель установлен, — оно не будет подлежать государственной регистрации. А если масса выше 200 кг, то, опять же, независимо от мощности мотора оно будет подлежать регистрации! Помимо того, эта формулировка отличается от закрепленных в Кодексах внутреннего водного транспорта и торгового мореплавания РФ, а значит, либо в кодексы, либо в этот закон уже необходимо вносить изменения.