Рынок суперъяхт: самочувствие хорошее
Прошедшее с 27 по 30 сентября Monaco Yacht Show, как всегда, ознаменовало начало нового рабочего года в индустрии, а также время для подведения предварительных итогов. На шоу было представлено 117 суперъяхт, 45 из которых были спущены на воду в 2023 году, что говорит о достаточно стабильной ситуации на рынке. Однако некоторая доля неуверенности у игроков из сферы суперъяхт все‑таки присутствует. Эксперты связывают это с турбулентностью в политической и экономической сферах.
В 2023 году объем чартера, брокеража и новых проданных проектов снизился по сравнению с 2022 годом. На конец сентября в сегменте яхт длиной от 32 до 80 м было заключено 109 контрактов, что значительно меньше показателей того же периода в предыдущие годы. По данным SuperYacht Times, ожидалось, что в 2023 году число построенных судов возрастет, поскольку яхты, «отложенные» с 2022 года, дополнят те, что уже запланированы на 2023 год. Издание прогнозирует скромное увеличение количества построенных лодок в 2023 году — до 190. Портфель заказов на верфях может расширяться, но сама отрасль имеет ограниченные возможности для увеличения объемов производства в ближайшем будущем, поскольку квалифицированный персонал найти трудно, обеспечение дополнительных производственных мощностей требует времени, а цепочка поставок находится под давлением новых обстоятельств.
На начало 2023 года среди уже строящихся судов было 668 суперъяхт, что на 10% больше, чем в предыдущем году, когда насчитывалось 604 суперъяхты. Количество яхт, находящихся в активной постройке, увеличилось на 74 единицы (до 632), а количество приостановленных проектов, признанных достойными включения в «строительный» портфель, сократилось на 10 единиц (до 36).