Волна на понижение
Monaco Yacht Show в этом году отличилось дождливой погодой впервые за 10 лет, что, впрочем, не особо сильно сказалось на уровне деловой активности. В порту Эркюль и на якоре было выставлено 120 суперъяхт, что чуть больше по сравнению с предыдущим годом (117). Однако число новых судов немного снизилось — до 39 (против 45 в 2023‑м). В целом это отражает общую тенденцию на снижение роста продаж.
Согласно докладу, опубликованному SuperYacht Times, по состоянию на конец июля 2024 года темпы роста продаж как новых, так и подержанных суперъяхт длиной 30+ м явно замедлились по сравнению с аналогичным периодом 2023 года, продолжив снижение продаж, наблюдавшееся после пика в 2021 году. Продажи новых яхт (данные на конец июля 2024 года) отстали на 31% от продаж в аналогичный период 2023 года, в то время как продажи подержанных отстали на 9%. Хотя ожидается улучшение показателей в течение традиционно напряженных третьего и четвертого кварталов, похоже, что рынок совершит полный круг, вернувшись к показателям, которые в последний раз наблюдались в 2019 году, предшествовавшем пандемии ковида.
И в то же время, по мнению экспертов издания, признаков перехода на «рынок покупателя» пока не наблюдается. Кроме того, доля подержанных яхт, выставленных на продажу, остается очень низкой и составляет 17%. Анализируя различные сегменты продаж новых суперъяхт, мы видим, что наибольшая отрицательная динамика прослеживается в сегменте длиной от 30 до 40 м, где к концу июля 2024 года было реализовано 38 новых яхт по сравнению с 72 за соответствующий период 2023 года. Это означает снижение на 47%. Продажи яхт, заложенных и строящихся на деньги верфей, снизились немного больше (–52%), нежели тех, которые были начаты для клиентов (–47%). Возможно, это связано с внешнеэкономическими и внешнеполитическими рисками, при которых сложно прогнозировать изменения спроса. Продажи в сегменте длиной от 40 до 50 м показали небольшую положительную динамику: продано 30 новых яхт против 27 за аналогичный период 2023 года. Основной причиной, по-видимому, стало увеличение продаж в Италии с 16 (2023) до 23 (2024).