Алкуин и Каролингское возрождение
После падения Западной Римской империи ее культура стала медленно гибнуть. Всюду исподволь воцарялось варварство. Оно торжествовало, оно повсеместно сменило античную культуру. Связь времен и поколений окончательно распалась. Впервые побывав в Риме в 774 году, король Карл Великий осознал, в какой дикости и грубости живут его милые франки по сравнению с римлянами, еще сохранявшими в себе неуловимые следы исчезнувшей античной культуры. Древняя антитеза «Рим и варвары» никуда не исчезла, лишь стала именоваться «Рим и франки». Пропасть, разделявшая их, была почти все так же велика, как и много веков назад.
Осознав это и убедившись, сколь мудры здесь, в Италии, ученые мужи, Карл одновременно и ужаснулся тому, как невежественны его франки. Как спасти их из мрачной бездны неведения? Даже христианская вера все еще остается темна и непонятна для них. Воистину, пропасть разверзлась между отцами Церкви, постигшими все потаенные смыслы христианства, и нынешними клириками-франками, многие из которых не желают знать очевидного!
Построение подлинно «христианского государства», о чем мечтал Карл Великий, требовало возрождения знаний и идей, ведомых отцам Церкви, этим христианским философам поздней Античности, а также просвещения собственного народа, воспитания его в христианском духе и обучения всем тайнам христианской мудрости.
Как обрести утраченные знания? Как возродить пришедшую в упадок культуру мышления и познания? Упадок этот начался давно, несколько веков назад – с тех пор, как Рим разграбили готы и вандалы.