Давид против Голиафа
Земля, по которой прошел Китченер
Горацио Герберт Китченер, получив единоличную власть над армией, решил перейти к террору. Для него не было сомнений, что с бурами следовало поступать, как с любыми дикарями. Они сами, столетиями живя среди африканцев, утратили все благородные качества европейцев, кроме цвета кожи. Это – «цивилизованные дикари, слегка побеленные снаружи». И если буры перестали вести войну по правилам, с ними нельзя церемониться. «Их надо загонять в клетки, как диких зверей».
Если кому-то тогда и показалось, что это сказано им для красного словца, что это неудачная охотничья шутка, то скоро пришло страшное осознание. Китченер не шутил, он объявил план действий англичан на новом этапе войны.
Воевать надо не с солдатами, а с их родственниками. Воевать не против подпольной армии буров, а против гражданского населения. Сорок лет спустя к подобной тактике прибегнут воинские части вермахта и СС, стремясь подавить партизанскую войну на оккупированной территории СССР, прежде всего, в Белоруссии.
Китченер методично проводил политику «выжженной земли», робко начатую его предшественником. В радиусе шестнадцати миль от возможных целей нападения – складов, мостов и т. п. – выжигалась вся степь, все поля, уничтожались все жилые хозяйства, все запасы продовольствия, чтобы лишить партизан средств пропитания. Теперь это была мертвая зона, где не имел права появиться ни один местный житель.