Эмансипация по-фрегатски
Любителям фильмов о природе хорошо известны фрегаты – крупные тропические морские птицы с темным оперением и длинным крючковатым клювом. В любом из этих фильмов непременно присутствуют сцены, в ходе которых самцы раздувают ярко-красные горловые мешки, барабанят по ним клювом, трепещут крыльями и издают характерные крики.
Подобные украшения самцов – не редкость в мире птиц. Достаточно вспомнить гребешки и бородки петухов или «соплю» на носу индюка. Их основное предназначение – показать соплеменникам, что перед ними взрослый самец в хорошей физической форме. Самки должны воспринимать его как возможного супруга, другие самцы – как соперника, но в любом случае всем с первого взгляда будет ясно, как себя с ним вести.
Но вот совсем недавно ученые обнаружили нарушения этой стройной картины, причем сразу у двух видов фрегатов на противоположных краях Индийского океана. На атолле Альгамбра, лежащем к северу от Мадагаскара, одна из самок фрегата ариэль в ответ на ухаживания самца внезапно тоже надула горловой мешок (которого у нее вообще не должно было быть) и несколько минут сохраняла его надутым. А на острове Рождества, расположенного к югу от Явы, такое поведение наблюдали аж у 15 самок рождественского фрегата, обитающего только на этом острове. Причем рождественские фрегатки надували свои мешки в разных ситуациях – кто в одиночестве, кто в компании подруги, кто в обществе самца и т. д.
Не сумев найти никакого адаптивного смысла в таком поведении, авторы работы предположили, что это просто сбой гормональной системы, возможно, связанный с загрязнением океана. Особое подозрение у них вызвала ртуть, попадающая в океан с промышленными сбросами и затем проходящая по пищевой цепочке, накапливаясь в каждом следующем звене. В организме рыбоядных фрегатов ртуть должна достигать максимальных концентраций.