Философ у отверстого гроба
Двести восемьдесят лет назад, в сентябре 1743 года, родился один из видных деятелей французского Просвещения, философ и математик Мари Жан Антуан Никола Кондорсе (1743—1794). О нем можно сказать, что его деятельность предуготавливала Французскую революцию, но, когда та пришла, «красное колесо» якобинского террора прокатилось и по нему, отобрав его жизнь.
В ожидании «золотого века»
Историки ХХ века строго судили Кондорсе, называя его стиль безвкусным. Вот как аттестовал его и других кумиров Века Просвещения француз Огюстен Кошен: «Сейчас трудно представить себе, что морализирование Мабли, политические изыскания Кондорсе, история Рейналя, философия Гельвеция, эта пустота безвкусной прозы, могли выдержать издания, найти дюжину читателей: а между тем все их читали или, по крайней мере, покупали и о них говорили».
Действительно, два с половиной века назад Кондорсе был властителем дум. С монотонной настойчивостью кузнеца, перековывающего мечи воинственной старины на «орала» освобожденного труда, он вбивал в умы читателей слова о том, что «мрачное прошлое» скоро останется позади и человечество ожидает новый «золотой век». Залогом тому прогресс, неумолимо приближающий «светлое будущее».
«Вся совокупность рода человеческого постоянно идет к всё большему совершенству» – это было неколебимое кредо Кондорсе. «С юных лет Кондорсе верил в то, что род человеческий способен к беспредельному совершенствованию, и самой приятной обязанностью считал непосредственное содействие этому бесконечному прогрессу», – подчеркивала наш дореволюционный биограф Кондорсе Е. Ф. Литвинова.