«Холодный мир – это наше достояние»
Что такое криосфера? Когда люди начали ее изучать и как продвинулись в этом направлении? Почему это важно и какие дает новые знания? Можно ли их использовать в повседневной жизни? Об этом рассказывает академик РАН В. П. Мельников, председатель Научного совета по криологии Земли РАН, руководитель научного направления ИКЗ ТюмНЦ СО РАН.

«Знание – сила»: Владимир Павлович, когда люди начали изучать мерзлоту?
Владимир Мельников: История познания холодного мира превышает две тысячи лет с того времени, когда древние философы противопоставили холод теплу. Великий Ломоносов, будучи еще адъюнктом физического класса Академии наук, в 1744 написал работу «Размышления о причине тепла и холода». Из известной поговорки «как назовешь, так и поймешь» вытекало: коль скоро появилось явление «холод», его и начали изучать.
Что касается части холодной сферы Земли – вечной мерзлоты, или криолитосферы, то о ее существовании заявили представители русского казачества, которое зародилось в XIV веке прошлого тысячелетия, а с XV века стало служить русскому государству. Оно активно участвовало в освоении новых земель Юга России, Сибири и Дальнего Востока. И однажды через воеводу они доложили царю о наличии земель, которые не оттаивают летом. Первая попытка узнать о температуре и мощности не оттаивающих пород принадлежит А. Ф. Миддендорфу, члену Российской академии наук в середине XIX века.
Более 200 лет назад купец Шергин в Якутске попытался добраться до воды, начав копать шурф, но, дойдя до 116 метров, бросил эту попытку по понятным причинам. На такой глубине уже трудно было дышать, а твердые мерзлые породы без техники проходить было невозможно.
В середине века, путешествуя по Сибири и узнав о шахте Шергина, Миддендорф решил измерить температуру пород. Это ему удалось, и он стал первым исследователем вечной мерзлоты. В Якутске Институт мерзлотоведения имени П. И. Мельникова СО РАН до сих пор оберегает этот объект. Правда, его прогноз о мощности мерзлой толщи оказался слишком заниженным. Однако даже эта шахта не убедила европейских ученых в существовании криолитозоны.