Козьма Прутков и Пробирная палатка русской литературы
Фрагмент книги «Золото в истории, культуре России» издательства «Русский мир». Проект книги получил грант Президента РФ в списке «Творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства». Выход (планируется) в ноябре 2025 г.

Недооцененная и (почти) не видимая миру заслуга Козьмы Пруткова удивительным образом связана c его «легендой», «прикрытием». Казалось, насмешливые аристократы, петербургские «великосветские шалопаи» граф Алексей Константинович Толстой и его двоюродные братья Алексей, Владимир и Александр Жемчужниковы могли своему «гомункулу» дать любую должность, в любом из министерств, департаментов обширной бюрократической пирамиды России. В реальной жизни Прутков был крепостным слугой в поместье Жемчужниковых, но безудержно веселые творцы сделали именно его – директором Пробирной Палаты Горного департамента Министерства финансов.
Штатной задачей Пробирных Палат Российской империи был «государственный контроль, надзор за производством, использованием и обращением драгоценных металлов…» и – совсем уже близко! – «…уничтожение на ювелирных и других изделиях из драгоценных металлов оттисков фальшивых пробирных клейм, именников1, изготовление пробирных реактивов по обращениям юридических лиц».
1. Именник — это уникальный оттиск на ювелирном изделии, содержащий информацию о его изготовителе, годе выпуска и пробирном надзоре.
И Козьма Прутков «надзирал» за русской поэзией (кстати – «Золотого века»!). Разбирал «ювелирные и другие изделия», то есть стихи, поэмы тогдашних стихотворцев, и почти буквально «уничтожал… фальшивые пробирные клейма», как уничтожил, например, поэтическую репутацию знаменитого о ту пору Владимира Бенедиктова. По правде говоря, «надзор» Козьмы Пруткова распространялся гораздо шире, тонкие, невероятно смешные пародии его создателей выявляли фальшь лирики или случайные провалы многих тогдашних поэтов.