Мир до Александра. Путешествие начинается…
Благословенная Персия
Так попробуем последовать за Геродотом и перенестись за границы греческого мира – в Персидскую державу. Судя по сохранившемся до наших дней надписям, жители различных частей этой державы хорошо представляли себе, в какой стране они живут и кто ею правит. Как этого удалось добиться при том, что размеры империи были огромны, это является, «пожалуй, главной загадкой в истории Персидского царства», отмечает немецкий историк Ханс-Иоахим Герке в книге «Александр Великий» (H.-J. Gehrke. «Alexander der Grosse», 2013).
Известно, что сами правители вовсе не требовали того, чтобы в каждом городе и каждой деревне их почитали, как богов. Персидское царство вовсе не напоминало собой абсолютистские монархии Нового времени, хотя в эпоху Просвещения, начиная с «Персидских писем» (1721) Монтескье, это царство стало символом всего худшего, что только может быть при монархическом правлении.
Европейские философы и литераторы, стремясь иносказательно покритиковать собственную королевскую власть, нещадно высмеивали «персидские порядки», «восточную деспотию», «страну рабов и сатрапов». Так возник устойчивый образ страны, в которой нет места «ни началам правосудия, ни началам справедливости». И вот уже искусный иноземный врач, призванный жителями этой страны исцелить ее, выносит безрадостный политический приговор: «Ступайте прочь, несправедливые люди, […] у вас в душе яд, губительнее того, от которого вы хотите лечиться; вы недостойны занимать место на земле, ибо вы бесчеловечны и справедливость вам неведома; я бы оскорбил богов, которые наказывают вас, если бы стал препятствовать их справедливому гневу» (письмо XI).