Передвижники и императорская власть
Годы правления императора Александра III отмечены значительными успехами в укреплении могущества России, а также выдающимися достижениями в развитии отечественной науки и культуры.

В годы царствования Александра III пробудилась та духовная самобытность, без которой невозможна культурноисторическая жизнь никакого великого народа. «Народное самопознание, – писал профессор П. П. Семенов Тян-Шанский, – прежде всего, должно было обратиться на научное изучение той страны, в которой суждено было развиваться русскому народу». «Возвращение к родному быту, к основным началам русской жизни началось при Александре III», – писал известный русский философ Н. Ф. Фёдоров.
Об этом свидетельствовали и многие представители художественной жизни России. И. Е. Репин в «Далеком близком »: «В начале 60‑х годов жизнь русская проснулась от долгой нравственной и умственной спячки, прозрела. Первое, что она хотела сделать, – умыться, очиститься от негодных отбросов, от рутинных элементов, отживших свое время. Во всех сферах и на всех поприщах искали новых здоровых путей. Молодость и сила свежей русской мысли царила везде, весело, бодро шли вперед и ломали без сожаления всё, что находили устарелым, ненужным…»1.
1Репин И. Е. Далекое близкое. Воспоминания. М., 2002, с. 156.
Национальный поворот произошел и в зодчестве, и в ваянии, и в живописи. В художественной жизни страны перемены зримо просматривались и в характере художественных произведений – работах художников‑передвижников, поддержанных императором Александром III. В императорской коллекции, ставшей основой Русского музея и насчитывающей 900 полотен, 580 были произведениями русских художников.