Петербургские мосты в XVIII веке

Считается, что каждый петербуржец хотя бы раз в своей жизни не попадал домой из-за разведенных мостов через Неву. Действительно, до запуска в 2004 году первой очереди Большого Обуховского («Вантового») моста над Невой не было ни одного неразводного моста. После этого, в 2018 году, появился еще один вантовый мост через Малую Неву — мост Бетанкура, прочно связавший Петроградскую сторону с Васильевским островом. Сегодня острова невской дельты становятся все более крепко связанными между собой. Три века тому назад положение дел было совсем другим.
Страсть основателя Петербурга к воде — известный факт. Мысливший себя примером для своих подданных, Петр в 1710 году повелел жителям «парадиза» ходить по Неве под парусом, нарушителей царского указа ждал штраф. На Фонтанке, напротив своего Летнего дворца, Петр устроил Партикулярную верфь, где строили гражданские суда. Как правило, это были легкие лодки — например, буеры, которые Петр мог раздавать жившим в Петербурге вельможам. Так, в апреле 1718 года царь повелел принять лодки князю Я. Ф. Долгорукову, графу И. А. Мусину-Пушки-ну, Т. Н. Стрешневу, П. М. Апраксину, генералу Я. В. Брюсу и многим другим. Подарок, разумеется, обязывал счастливых владельцев лодок практиковаться в хождении по воде.
Петр очень любил лодочные поездки. Как отмечает в своем дневнике 22 марта 1723 года Фридрих Вильгельм Берхгольц, состоявший камерюнкером в свите голштинского герцога Карла Фридриха, стоило только Неве вскрыться (а в тот год она вскрылась очень рано), как Петр «плавал уже по ней взад и вперед и, как говорили, несказанно радовался, что вода открылась в тот год так рано, что никто не запомнит»1. Желая сделать свою любовь любовью всеобщей, Петр не разрешал наводить через Неву мосты. Поэтому почти все мосты в Петербурге петровских лет строили только через малые реки и каналы.