Понемногу о многом
Парад целителей
В античную эпоху считалось, что искусство врачевать даруется отдельным людям свыше. В медицинских трактатах того времени, в частности, в сочинениях Галена, можно найти также упоминания о том, что медицина и религия тесно связаны. Что бы ни делал врач, он служит богу врачевания – Асклепию у греков или Эскулапу у римлян.
В Древней Греции даже имелся отдельный разряд врачей – асклепиады. Они вели происхождение от бога врачебного искусства. По словам Галена, асклепиады передавали свои тайные медицинские знания собственным детям. Те сызмальства обучались в особых школах.
Иногда же, как верили тогда, бог врачевания отмечает этой способностью людей выдающихся, поставленных во главе народа. В классической античной литературе не раз упоминаются случаи чудесных исцелений, совершённых ими.
Например, у Плутарха в «Сравнительных жизнеописаниях» схожим даром наделены некоторые царственные персоны. Так, царь Эпира, как полагали, мог «доставить облегчение страдающим болезнью селезенки, стоит ему только принести в жертву белого петуха и его правой лапкой несколько раз легонько надавить на живот лежащего навзничь больного» («Пирр», 3).
Увидев во сне, что один из его соратников, Кратер, болен, Александр Македонский «и сам принес за него жертвы, и Кратеру велел сделать то же самое» («Александр», 41). Врачу же, следившему за Кратером, царь дал указание, как лучше лечить его чемерицей.
Что касается некоронованного правителя Афин Перикла, то, – при участии богини Афины, явившейся ему во сне с советом, – он излечил мастера, который возводил Пропилеи. «Самый деятельный и трудолюбивый» из всех возводивших эту колоннаду, образующую парадный вход на афинский Акрополь, он нечаянно оступился и упал с большой высоты. По словам Плутарха, «ему было так плохо, что врачи не надеялись на выздоровление» («Перикл», 13). Однако, увидев чудесный сон, Перикл предложил способ лечения, и больной скоро поправился.