Путешествия во времени и пространстве
Гавр: город, отстроенный заново
Восемьдесят лет назад, пятого и шестого сентября 1944 года, центральная часть французского города Гавра была разрушена в результате бомбардировок. В те дни погибли 5126 жителей города, 80 тысяч человек лишились крова, 12 500 зданий были разрушены. Перед «Atelier de Reconstruction» («Студией реконструкции»), возглавляемой Огюстом Перре (1874— 1954), стояла сложнейшая задача – следовало разработать план восстановления Гавра в едином стиле.
Один из пионеров железобетонного строительства, Перре, приступая к восстановлению этого разрушенного портового города, лежащего в устье Сены, поначалу намеревался соорудить на его руинах бетонный настил высотой три с половиной метра и уже на нем заново возводить город. Фактически нынешний Гавр был сооружен после войны – в 1946—1964 годах. Впрочем, новый архитектурный ансамбль Гавра производит не такое целостное впечатление, как первоначально задумывалось. Дело в том, что при восстановлении городской застройки в нее были включены и немногие уцелевшие здания, например, кафедральный собор XVI века и здание суда XIX века. Частично сохранилась и старинная планировка улиц. Главная улица Гавра – авеню Фош, окаймленная аллеями; вдоль нее высятся красивые семиэтажные жилые дома. Авеню Фош простирается от ратуши до Porte Océane, «Ворот океана», откуда открывается вид на море (выход авеню Фош к набережной окаймляют два семнадцатиэтажных здания башенного типа, получивших название «Ворота океана»).
Новаторским выглядел и такой прием планировки этого города, как применение при его застройке модульной решетки, а именно сети квадратов со стороной 100 метров. Это позволило монтировать здания из стандартных конструкций, но, несмотря на унификацию строительных работ, Гавр вовсе не выглядит скучным, безликим городом. Стандартная длина стороны использованных здесь готовых конструкций составляет 6,24 метра. Отдельные бетонные плиты не оштукатурены; каркас зданий хорошо виден.