Путешествие во времени и пространстве
В ожидании Всемирной выставки
В 1851 году, по случаю открытия первой Всемирной выставки в Лондоне, был воздвигнут Хрустальный дворец – выставочный павильон из железа и стекла. Эта постройка произвела фурор. К открытию Всемирной выставки 1889 года в Париже, – а она проходила в столетнюю годовщину Французской революции, – хозяева едва не оказались в затруднительном положении. Они задумали возвести самое высокое здание в мире и самый большой по площади павильон, используя новейшие технологии строительства, прежде всего стальные каркасные конструкции. Времени оставалось немного, но они блестяще справились с задуманным. Шарль Фердинанд Дютер (1845—1906) и Виктор Контамен (1840—1893) построили Galérie des machines, Галерею машин, длиной 422 метра и высотой 47 метров, с максимальной шириной пролета 114 метров. А вот Гюстав Эйфель (1832—1923), прославившийся сооружением мостов из сборных металлических конструкций, возвел башню, ставшую символом не только Всемирной выставки, но и всего Парижа.
«В блеске возносится башня из пустоты и железа, словно решетчатый штык, над Парижем» («Эйфель», 1937; пер. А. М. Ревича) – писал польский поэт Юлиан Пшибось.
«Башня из пустоты» – Эйфелева башня высотой 312 метров стала самым высоким в мире архитектурным объектом (и оставалась таковым до 1930 года).
Снести или сохранить
Никогда прежде не воздвигалось ничего подобного. Масса башни составила около 10 тысяч тонн. Благодаря широким опорам удалось свести к минимуму нагрузку на грунт, оказываемую ею. Была и другая проблема: многие опасались, что сильные порывы ветра могут опрокинуть эту махину. Однако сотрудникам фирмы Эйфеля удалось спроектировать стальной каркас, который даже во время урагана не отклонится на десяток сантиметров.