Шаховской. Прямой талант
Ксантиппа. Он, говорят, наврал комедию?
Клеон. Презлую.
Имя князя Александра Александровича Шаховского (1777—1846) известно историкам литературы, а в памяти народной только как персонажа поэмы «Евгений Онегин». При том, что за свою жизнь он написал более ста произведений (комедии, водевили, дивертисменты, оперы и пр.). Представитель рода Шаховских, с 1802 по 1826 год служил в Петербургской дирекции императорских театров и фактически руководил театрами Петербурга.
Жизнь князя Шаховского – это классический театральный роман. В любой книге такой персонаж показался бы карикатурным, неестественным, невозможным, анекдотическим, а в жизни – ничего, пожалуйста! Все у него с эпитетом «театральный»: драматург, актер, переводчик, чиновник. Многолетняя любовница, почти жена – актриса. Вся дружба, вражда с миром литературным и миром вообще определялись исключительно театральными причинами, закулисными и нет. Кажется, он родился и умер только потому, что так было написано, соответственно, в первом и в последнем акте высокой комедии «Князь Шаховской, или урок драматургам». Но, как заметил Пушкин в «Моцарте и Сальери», преданность искусству не всегда достойно вознаграждается.
Юмор – товар скоропортящийся. Даже Аристофан, читать которого – одно удовольствие, редко смешит: остроумие оцениваешь, остроумием наслаждаешься, а смеяться – нет, не смешно. А у Шаховского настоящего остроумия немного, весь его юмор был на злобу дня, в этом дне и остался. Сценическая журналистика – доходчиво, скороспело, сиюминутно. Как ни странно, это именно то, чему Шаховской мог научиться у Аристофана, тот тоже любил актуальные шутки, но Аристофан – гений, а гений, за что ни берется, все равно получаются, кроме прочего, еще глубина и мудрость.