Шекспир: начало
В апреле этого года исполняется 460 лет со дня рождения величайшего драматурга эпохи Возрождения, одного из крупнейших драматургов в истории мировой литературы, автора многочисленных трагедий, комедий и исторических хроник Уильяма Шекспира (1564—1616).
– Да что вы, какие деньги… Вы любите Шекспира?
Она по-прежнему сидела в напряжении, всматриваясь в лица людей, сосредоточенно обводя взглядом ряды и ложи.
– Что? – спросила она машинально. – Шекспира? Конечно, еще бы!..
Александр Миндадзе. Слово для защиты
Был ли Шекспир автором своих пьес или нет, в любом случае он был самым модным драматургом эпохи. Зрители восторгались его пьесами, коллеги-писатели уважительно относились к нему. Сохранилось немало их хвалебных отзывов.
Даже пристрастные высказывания о его творчестве превращаются в панегирик. Вот критичный разбор поэзии Шекспира, учиненный его современником, драматургом Томасом Нэшем:
«Я бы ценил его талант гораздо выше, если бы не знал, что он писал пьесы только ради того, чтобы жить на широкую ногу. Его слава больше навредила его пьесам, чем помогла. […] Зато как великолепны другие его поэтические произведения: "Венера и Адонис", "Обесчещенная Лукреция", даже его сонеты, которые так просто, так чувственно написаны и посвящены его другу Саутгемптону. В Лондоне нет ни одной образованной женщины, у которой не имелось бы Венеры и Адониса.
В его поэзии веет дух Петрарки. Все мысли в его стихах прекрасны и благостны, в них не найдешь обыденных выражений; перо, породившее "Венеру и Адониса", источало молоко и мед. Если бы Шекспир всегда сочинял стихи в итальянской манере, он стал бы одним из наших величайших поэтов, куда более великим, чем Дэниел, величайший поэт нашего времени».
«Венера и Адонис» была первой книгой, вышедшей за авторством Шекспира. Она была издана в 1593 году Ричардом Филдом, его земляком из Стратфорда, который так же, как и Уильям, отправился покорять Лондон. Книга была посвящена Генри Ризли (1573—1624), третьему графу Саутгемптону, который, очевидно, покровительствовал Шекспиру. Ему же Шекспир посвятил год спустя и свою новую книгу – поэму «Обесчещенная Лукреция». Отпечатал ее тот же Филд.