Современное научное мышление – начало истории
И в древние времена, и в раннем средневековье находились люди, пытавшиеся объяснить, как устроен окружающий нас мир, почему происходят те или иные природные явления: почему лето сменяется осенью, а потом зимой, почему солнце уходит на ночь, притом не на той стороне, на которой восходит, почему льет дождь, дует ветер, почему огонь дает тепло? В условиях отсутствия научных знаний, раскрывающих механизмы каких-то явлений, возможно было только интуитивное объяснение истинных причин происходящего. К примеру, Демокрит (ок. 460 до н. э. – ок. 370 до н. э.), древнегреческий философ, предполагал существование атомов – неделимых частиц вещества, фактически обосновывая идеи атомистического материализма. Другой выдающийся древнегреческий мыслитель Аристотель (384—322 до н. э.), помимо трудов в сфере гуманитарных знаний, известен трудами по физике, биологии, зоологии, метеорологии, геологии. Много позже, в XII веке, на основе глубокого знакомства с работами Аристотеля происходит разделение теологии на «естественную» и «божественную». Оказывается возможным создание философской системы бытия без обращения к Библии.
Смена научных картин мира сопровождается сменой стилей научного мышления, хотя порой трудно сказать, что первично. Современное научное мышление возникает с возникновением современной науки. Развитие науки порождает научное мышление, а оно, в свою очередь, приводит к появлению новых знаний. Главные особенности научного мышления – объективность и доказательность, системность и логичность. Анализ результатов наблюдений, их систематизация, вычленение значимого и второстепенного, обобщение и формулирование гипотез, теорий – элементы научного мышления.