Тайна Ивана Павлова
26 сентября исполняется 175 лет со дня рождения Ивана Петровича Павлова – крупнейшего физиолога своего времени, первого российского лауреата Нобелевской премии и, вероятно, самого известного в мире русского ученого (по крайней мере, в области естественных наук). В нашей стране фигура Павлова стала культовой еще при его жизни и остается таковой по сей день. Но и в мире имя и образ Павлова продолжают жить не только в науке (без упоминания его имени и хотя бы краткого изложения его открытий не обходится ни один учебник по психологии и наукам о поведении): Павлов, его собаки и введенные им понятия стали предметом массовой культуры – вплоть до карикатур и анекдотов.
О Павлове, о его жизненном пути и о том, как он пришел к главному открытию в своей жизни – условным рефлексам, – написано очень много. Правда, практически вся повествующая об этом литература написана в советское время, когда учение Павлова о высшей нервной деятельности было включено в официальный идеологический канон (в роли этакого «вице-марксизма по вопросам физиологии мозга») и признано единственно научным. В силу этого в повествованиях о работах Павлова отсутствует не только сколько-нибудь критический взгляд на них, но даже попытки рассмотреть их в контексте всей науки о поведении в целом, их связи и взаимоотношения с другими концепциями и направлениями (особенно современными им и более поздними). Основной упор делается на последовательно-материалистический характер павловских теорий и их противостояние религиозным и «реакционно-идеалистическим» представлениям о душе. Эта литература создает впечатление, что в пределах научного подхода у павловской теории нет и не может быть ни оппонентов, ни альтернатив. В постсоветские десятилетия к этому апологетическому взгляду добавились разве что публикации, подробно рассказывающие о, мягко говоря, неоднозначном отношении самого Павлова к тому политическому режиму, который сделал из него икону.