Тайные знаки Одинcccа
С точки зрения современной науки, контуры знаков в алфавитах сложились по принципу сходства с предметами и вещами, в форме которых угадывается их очертание, или из наблюдения за естественными узорами камней, зверей, насекомых, деревьев. Особенно же часто в различных мифологических системах знаки письма отождествляются с образом дерева. С Мировым древом мусульманские поэты сравнивали Коран, уподобляя его буквы листьям, а перевязи слов – ветвям. Созерцание теней деревьев натолкнуло китайского мудреца Фу Си на создание знаменитых триграмм. Из переплетающихся между собой букв состоит Мировое дерево Липи-Тару в индийском тантризме. Мотивы священного дерева, листья которого покрыты письменами, распространены в буддизме.
С деревом Иггдрасиль связана и руническая письменность, постигнутая божеством, которого готы и вандалы называли Вотаном, а скандинавы Одином. В древнеисландских сагах повествуется, что величайшее таинство письма открылось Одину, когда, пронзенный собственным копьем, он девять дней и ночей провисел на Мировом древе без еды и питья. За этот подвиг он и получил в награду рунические знаки:
Руны найдешь
и постигнешь знаки,
сильнейшие знаки,
крепчайшие знаки…
(«Старшая Эдда»)
Руническая система письменности появилась в I—II столетии у одного из многочисленных древнегерманских народов, населявших север Европы. «Германцами», как следует из «Записок о Галльской войне» Гая Юлия Цезаря, кельты называли рослых и воинственных соседей, с отрядами которых римским легионерам пришлось столкнуться в сражениях в Галлии. А благодаря описанию древнеримского историка I века н. э. Корнелия Тацита известно даже, как выглядели германцы: «Жесткие голубые глаза, русые волосы, рослые тела…».