У южных ворот
При словосочетании «южный порт» вспоминается кочующая по страницам русской классической литературы легкая женская фигура, сидящая (стоящая) на морском берегу, неизменно повернутая спиной к зрителю (читателю), который тем не менее ощущает, как пристально эта окутанная солнцем незнакомка всматривается вдаль, желая разглядеть черную точку приближающегося (удаляющегося) корабля. Море – также нужное подчеркнуть: Черное, Азовское, Каспийское. История каждого из южных портов России – внушительная, наполненная событиями и переплетениями людских судеб. Расскажем о трех из них, придерживаясь хронологии.
Один из самых старых находится в Таганроге. Литературовед Александр Чудаков пишет: «Полицейская улица, на которой родился Чехов, одним концом упиралась в грязную площадь, У южных ворот другим выходила на высокий обрывистый морской берег. Из второго этажа дома Моисеева, где Чеховы жили в первые гимназические годы Антона, был виден рейд. В разгар летней навигации пароходам и парусникам со всего света было тесно в гавани». Статистические сведения о жителях города по сословиям включали графу «вольные матросы». Открытый в 1874 году Таганрогский мореходный класс давал выпускникам дипломы штурманов малого плавания.
Таганрог закладывался как крепость и база русского военного флота в конце XVII столетия, когда русские войска взяли турецкую крепость Азов. Путь Петра Великого лежал к Азовскому морю. Решив выбрать место устройства гавани и крепости, будущий император, изучив побережье, остановил свой выбор на старой Турецкой бухте у мыса Таган-Рог. Пушкарский приказ, подписанный 12 сентября 1698 года, провозглашал строительство гавани и нового города. Крепость, ставшая его ядром, получила название Троицкой на Таганьем Роге. После победы Турции на реке Прут в Молдавии России по условиям договора 1710 года флот на Азовском море держать не разрешалось.