«Великий мертвец»
Авторство Уильяма Шекспира, чей юбилей мы отмечали в прошлом месяце, оспаривалось не раз. Исследователи называли разных претендентов, которые могли бы укрыться под псевдонимом «Шекспир». Но один выбор был особенно странным. Говорили, что этим претендентом мог быть его ровесник, драматург Кристофер Марло, чье 460‑летие со дня рождения мир отмечал в феврале этого года. Проблема была в одном. Марло был коварно убит еще до того, как были написаны все комедии и трагедии Шекспира. Убит или… не убит? Так неужели шекспировские пьесы сочинил «великий мертвец», уже прославившийся своими драмами в ту пору, когда Шекспир якобы еще не написал ни строки?
В 1955 году американский журналист Кэлвин Хоффман выпустил книгу «The Man Who Was Shakespeare» («Человек, который был Шекспиром»), в которой последовательно развил идею о том, что все пьесы, приписываемые Шекспиру, на самом деле, сочинил не он, а один из крупнейших английских драматургов той эпохи Кристофер Марло (1564–1593), который, как считалось, в расцвете своего таланта был предательски убит.
На самом деле, уверял Хоффман, Марло удалось скрыться. Отныне он вел жизнь отшельника и писал одну за другой пьесы, пересылая их сообщнику – Шекспиру.
Никаких доказательств в пользу этой гипотезы нет – кроме, разве что, одного. Марло и впрямь был необычайно одаренным писателем. Он был конгениален Шекспиру и действительно мог бы написать еще немало удивительных пьес и, может быть, затмил бы Шекспира, если бы не роковая смерть.