Великое переселение народов: по следам археологических открытий в России

Всем известны громкие метафоры – «путешествие длиною в жизнь» или «жизнь как вечное странствие», – но были времена, когда эти слова соответствовали реальности. В такие эпохи особенно ярко ощущается острота бытия: красота жизни – на усыпанной альмандинами1 золотой диадеме; и величие смерти – в грохоте тысяч конских копыт, несущих всадников навстречу друг другу. Содрогнувшиеся от грохота историки назвали это время эпохой Великого переселения народов.
1. Альмандин — самая твердая и самая распространенная разновидность красных или красно-фиолетовых гранатов (Прим. ред.).
Европа и Азия разделены стеной Уральских гор, но вдоль Черного и Каспийского морей протянулся узкий степной коридор, связывающий две части света. На протяжении всей мировой истории сквозь этот коридор проносились орды кочевников – скифы, сарматы, авары, мадьяры, половцы, монголы, которые сменяли друг друга и поглощали своих предшественников. Одна из таких миграций – вторжение гуннов – произошла в конце IV века и вызвала цепную реакцию передвижек различных племен на пространствах от Волги до Гибралтара и ряд серьезных политических изменений – падение Западной Римской империи и рождение первых средневековых королевств.
Хронологические рамки Великого переселения народов, обычно принятые современными историками (375—568 гг.), конечно, условны, поскольку крупные миграции случались и до, и после этого. Однако главный клубок событий приходится именно на эти двести лет, в течение которых в Европе не просто не прекращались войны и перемещения населения, появлялись и исчезали племена и государства, но свершилась глобальная смена эпох и цивилизаций. Многие из этих событий надежно зафиксировали письменные источники – сочинения древних летописцев и географов. Но есть информация и другого рода. Наши знания пополняются благодаря новым археологическим находкам, ведь сохранившиеся в земле вещи – мельчайшие крупицы исторического бытия – оказались самыми долговечными свидетелями, не менее ценными, чем сообщения хроник.