Жизнь как путь: дороги Николая Гарина-Михайловского
В европейской и американской литературе, в традициях Востока путь традиционно воспринимается как образ человеческой жизни, символ развития государства, страны и отдельной личности. Из российских литераторов, пожалуй, никого данная тема не интересовала столь серьезно с профессиональной точки зрения, как Николая Георгиевича Гарина-Михайловского. Инженер по образованию, он не только много лет вел технические изыскания по строительству железных дорог, но также и сам совершил множество путешествий, из них одно – кругосветное.
1.
Очевидно, нет необходимости подробно говорить о ранних годах и молодости Гарина-Михайловского, поскольку сам художник рассказал обо всем в знаменитой тетралогии – автор в ней легко угадывается за образом впечатлительного, вполне добросердечного, увлекающегося и деятельного, но непоследовательного и не очень основательного Тёмы (Артемия) Карташёва. Таким был, вероятно, сам писатель. Мог ли он быть иным, рожденный и воспитанный в период, который предшествовал масштабному и не вполне еще осмысленному нами революционному перевороту в стране?.. Дать характеристику художнику и его творчеству вообще не всегда просто – наши мнения, как известно, в значительной мере субъективны. Возможно ли с этим спорить, если даже рассказы о внешности Гарина-Михайловского несколько разнятся между собой – как это достаточно часто бывает?..
Вот что пишет об этом литераторе, например, Александра Бруштейн: «Он был на редкость красив – высокий, статный…». К. И. Чуковский рассказывает о писателе немного иначе: «Гарин был невысокого роста…». Чуть более определенно высказывается Горький: «Он был ростом ниже меня, и я хорошо видел его тонкое лицо, украшенное холеной бородкой, красивый лоб под седоватыми волосами и удивительно молодые глаза; смотрели они не совсем понятно, как будто и ласково, но в то же время вызывающе, задорно».