Жизнь на вулкане
Как «работает» вулкан? Что случится, если все вулканы «замолчат»? Какую роль они играют в формировании жизни на Земле? Можно ли научиться точно предсказывать извержения? Об этом рассказывает Рафаэль Владимирович Жарков, кандидат географических наук, ведущий научный сотрудник Лаборатории вулканологии и вулканоопасности Института морской геологии и геофизики ДВО РАН.
«Знание – сила»: Вулканы, как известно, могут быть разными – это и грязевые вулканы на Сахалине, и «настоящие», истинные вулканы на Камчатке и Курильских островах. Это так?
«ЗС»: Как случается формирование грязевого вулкана и отличаются ли эти процессы?
Р. Ж.: Мы несколько последних лет подробно изучаем процессы извержения. В прошлом году нам впервые удалось заснять на видеокамеру извержение Пугачевского грязевого вулкана. Буквально на днях случилось его ночное извержение. Он извергается два-три раза в год. Вообще сахалинские грязевые вулканы извергаются все по-разному, в разное время. Пока какой-то закономерности не выявляется, но процесс изучения идет. Очень интересно смотреть, как в реальном времени происходит извержение. На самом деле, даже грязевые вулканы очень опасны.
«ЗС»: Но ведь там нет людей?
Р. Ж.: Туда в последние годы увеличился поток туристов. Туристы, которые посещают Пугачевский грязевой вулкан, даже не представляют, насколько это опасное природное явление. В настоящее время там два основных грязевых поля округлой формы, периферийная часть поля уже зарастает, но при новых извержениях выбрасываются тысячи кубических мет- ров грязи, образуются свежие грязевые поля. Если посмотреть с высоты, это очень красиво. Там также есть грифоны1, из которых выплескивается газ и грязь. Очень живописное место, но относительно труднодоступное.