История науки в оптике собственного жизнеописания
Юбилейный автопортрет журнала «Знание – сила» 1

Совсем скоро, в январе 2026-го, нашему журналу исполнится 100 лет. В преддверии столь важного для нас события мы публикуем исследование в сфере истории науки, выполненное омскими учеными. Оно посвящено изучению роли и места науки в социалистическом строительстве на примере журнала «Знание – сила», а если точнее, на изучении самоописания… ряда юбилеев журнала. Как ни странно, такой подход позволяет выяснить очень многое из истории нашего издания.
1. Исследование выполнено при финансовой поддержке РНФ в рамках научного проекта № 23-28-007-58.
В далеком 1926 году вышел в свет первый номер научно-популярного журнала «Знание – сила». Уже 100 лет читатели всех возрастов узнают новости из мира естественных, технических, в меньшей степени гуманитарных, наук, хотя в последнее время данная диспропорция существенно изменилась. Большая часть статей – это художественный рассказ о русской/советской науке и ученых.
Популяризация науки в СССР являлась важной частью государственной научной политики. К середине 1980-х годов каждая двадцатая книга в СССР была научно-популярной. Научно-популярные журналы, как и сама популяризация, укоренены в научной культуре. Это феномен не только отечественной истории науки, и он представляет собой сложный объект для изучения. Авторы данной статьи в рамках грантового проекта РНФ «Публичная история советской науки в социокультурном пространстве второй половины XX века (Институты, способы конструирования и формы трансляции)» попытались преодолеть существующую иронию в отношении самого понятия популяризации с его сложившейся отрицательной коннотацией и представить роль и место отдельных коммуникативных площадок в циркуляции научного знания. С одной стороны, о явлении популяризации науки мы слышим с различной частотой упоминаний в информационном пространстве обыденной жизни (радио, телевидение, подкасты, интервью, мультимедиа), что вселяет, казалось бы, ясность и простоту в трактовку термина «популяризация», но это обманчивая простота. С другой, отметим, что в понятие популяризации в разные исторические периоды (даже не далеко отстоящие друг от друга) могли вкладываться и вкладывались разные смыслы. Оно неизменно расширялось, вбирая в себя самые различные направления и формы выработки и трансляции научного знания, его внедрения в практическую жизнь. Популяризацию мы рассматриваем как единство социального заказа в широком смысле этого понятия и внутренней логик