Письмо редактора
В этом году впервые за долгое время у меня были каникулы без музейной программы. В начале июля мы с друзьями поехали в Санкт-Петербург, где все культурные институции были еще в карантине — кроме тех, что располагаются под открытым небом. Гуляя в Петергофе, очень удобно поразмышлять над вечным вопросом — что искусство, а что не очень. Например, Большой каскад — это явно искусство. А как быть с аллеями в парке и валунами на берегу Финского залива? Начертите мне линию на карте, за которой искусство сменяет неискусство.
Несколько лет назад Третьяковка устраивала выставку, посвященную картинным рамам, желая показать, что это не просто довесок к искусству, а самостоятельные произведения. Можно поспорить о том, является ли искусством дизайн, а когда в споре вроде бы будет поставлена точка, вспомнить о существовании коллекционного дизайна и начать все заново. Или вот еще идея: нырнуть в Античность и вынырнуть оттуда с осознанием, что древние греки считали искусством наши сегодняшние точные науки — арифметику с геометрией. Любителям классификаций есть где развернуться и потренироваться в искусстве ведения спора.
А нам пора по домам — в этом номере мы публикуем несколько интерьеров, в которых искусство не предмет научного интереса, а образ жизни их создателей и хозяев. Это номер про людей, для которых жить среди искусства так же естественно, как наблюдать за бегом волн, и совсем не важно, к какой категории оно относится.
Портрет: Иван Иванов. Фото: Сергей Красюк / архив пресс-службы; Юрий Гришко / архив пресс‑службы