Как дела, гастрономия?
Кристина Жегунова и Анна Книппер, основатели коммуникационной группы «Маяк»
Повлиял ли уход гида Michelin на состояние современной гастрономии в России? Разделилось ли время на «до» и «после»? Кажется, да. Раньше о нескольких российских ресторанах знали за границей только благодаря The World’s 50 Best Restaurants. И вдруг у Москвы появилась возможность попасть в список старейшего европейского гида. Помним, как город взбудоражился в ожидании премии. На церемонии награждения мы сидели в окружении лучших шефов страны — Андрея Шмакова, братьев Березуцких, Мирко Дзаго, с замиранием сердца радовались за каждого выходившего на сцену и думали: наконец-то переходим на новый уровень! В голове рождались идеи по международному пиару наших топовых проектов. Мы связывались с солидными международными агентами и ждали, что летом 2022-го премия The World’s 50 Best Restaurants пройдет в Москве, а Michelin придет в Санкт-Петербург. Мировая известность российских проектов была на расстоянии вытянутой руки. Нам звонили рестораторы и бренд-шефы, спрашивали рекомендации, как подготовиться к следующему году, говорили, что срочно начинают стройку проектов «под Michelin». Тем временем телефоны ресторанов, получивших звезды, разрывались от звонков гостей — брони принимались на несколько месяцев вперед. Казалось, счастливее момента для отечественной гастрономии быть не может…
И вдруг становится ясно, что звезды больше неактуальны. Счастливчики, которых успел отметить гид, навсегда остаются в истории «как мишленовские рестораны», но немного пустеют — стихает туристический поток. Michelin в Москве прервался, не успев повысить гастрономические знания масс и начать рассказывать о нас всему миру.