Улица 8 марта
Каким должен быть город, чтобы женщинам в нем было комфортно и безопасно? Что такое гендерный ландшафт? Эти вопросы мы задали архитекторам, урбанистам и представителям власти, чтобы вместе создать карту города, где хорошо жить каждому.
В сентябре 1991 года в венском Мессепаласте (через несколько лет на его месте будет построен Музейный квартал) открылась выставка под названием «Кому принадлежит общественное пространство». Восьмилетняя школьница, иммигрантка с двумя детьми, одинокая медсестра, женщина в инвалидной коляске, пенсионерка и еще несколько женщин — фото, видео и графики тщательно документировали их повседневную жизнь, распорядок дня, перемещения по городу. Организатором выставки была Ева Кайл, начинающий специалист в области городского планирования.
За месяц ее посетили около 4000 человек, и они увидели: городское пространство принадлежит мужчинам. Они проектируют и строят, ориентируясь на собственный образ жизни. А женщин среди архитекторов и градостроителей почти нет: в этом Ева Кайл убедилась, когда через полгода, уже будучи главой специально созданного Женского бюро при Управлении городского строительства, рассматривала заявки на возведение новых жилых кварталов.
Ева Кайл добилась внедрения гендерного подхода в городское планирование и заодно доказала, что женщины-архитекторы ничем не хуже мужчин, организовав постройку Frauen-WerkStadt, комплекса из 357 жилых домов, полностью спроектированного женщинами. Сегодня она признанный эксперт по гендерной проблематике в урбанистике, на ее счету более 60 градостроительных проектов. Структуры, похожие на ее Женское бюро, появляются в городских администрациях по всему миру. Но женский взгляд на город до сих пор маргинализирован.
Например, когда в ноябре 2016 года в Сан-Паулу прошла очередная региональная конференция OpenStreetMap — это что-то вроде картографической «Википедии», создаваемой силами 7,8 млн волонтеров по всему миру, — из 33 докладчиков только семеро были женщинами, среди слушателей женщины составляли 28,8%. Под впечатлением от вопиющего гендерного разрыва несколько участниц конференции основали сообщество женщин-картографов Geochicas (уже через три года оно увеличилось до 3000 человек). Оказалось, что они иначе, чем мужчины, размечают онлайн-карты. Во-первых, отмечают как опасные те места, которые мужчинам таковыми не кажутся. Во-вторых, указывают тысячи специфических объектов — от детских площадок до автоматов по продаже прокладок, от убежищ для пострадавших от домашнего насилия до беби-боксов при роддомах.